Рации для автомобиля Выбор

Рации для автомобиля Какую выбрать?

Рации CB 27 МГц, LPD 433 МГц, PMR 446 МГц ?

Наша цель – понять какие рации, в каком диапазоне, лучше работают а автомобиле. Чтобы использовать как переговорное устройство в системе связи Автоклуб 446 — общий дорожный канал.

Исходить будем, прежде всего, из строгого соблюдения закона. Никаких нарушений! Второе условие – минимум усилий для приобретения и эксплуатации. Считаем нормальным когда не нужны никакие дополнительные разрешения и согласования – действует принцип «Бери и пользуйся!». Желательно, чтобы рации были в свободной продаже везде

На сегодняшний день выбор из трех вариантов:

  • Радии гражданского диапазона «СВ» 27 МГц мощность до 10 Вт
  • Рации диапазона «LPD» 433 МГц мощность до 0,01 Вт
  • Рации диапазона «PMR» 446 МГц мощность до 0,5 Вт

Все указанные рации не требуют для приобретения и эксплуатации никаких разрешительных документов. Поэтому их иногда называют безлицензионные. Какая рация лучше соответствуют решению нашей задачи?

Есть три важных аспекта при выборе рации

  • Технический – дальность и качество связи, сложность монтажа и настройки
  • Удобство эксплуатации – вес, размеры, дополнительные полезные функции
  • Перспективы развития – важно, чтобы организованная нами система связи не оказалось «однодневкой». Чтобы технический прогресс не выбросил нашу систему в ближайшем будущем как морально устаревшую.

Рассмотрим указанные аспекты по порядку.

От чего зависят дальность и качество связи рации? От многих факторов.  Основных два:

  • Методы преобразования и обработки информации, в нашем случае, речевого сигнала — учитывать не будем, потому, что они жестко заложены в технические параметры разрешенных к эксплуатации рации
  • Условия распространения электромагнитной волны

Что касается условий распространения. Здесь ничего нового нет. Человечество давно исследовало этот вопрос, существует целая теория распространения электромагнитных колебаний. Достаточно воспользоваться выводами. Идеальный случай — прямая видимость абонентов и отсутствие помех, рассматривать не будем.

Без заумных рассуждений, в упрощенном виде дело обстоит так:

Рации излучают электромагнитную волну. Реальная дальность распространения электромагнитной волны сильно зависит от длины волны. Рации 27 МГц излучают волну длина, которой, примерно, 11 метров. Частоты 433 МГц и 446 МГц близки и соответствуют длине волны, примерно, 0,7 метров.

Распространяясь в пространстве, радиоволна при встрече с препятствием на своем пути подвергается, в основном, двум явлениям. Первое – дифракция, т.е. огибание препятствия (прохождение дальше). Второе – отражение – рассеяние от препятствия (не прохождение дальше). В реальности оба явления всегда присутствуют одновременно. Какая то часть радиоволны дифрагирует, какая то часть рассеивается.

Принципиальный момент – соотношение мощности прошедшей радиоволны и мощности отраженной радиоволны сильно зависит от соотношения длины радиоволны и геометрического размера препятствия. Поясним.

Будем считать, что есть некая условная граница. Будем считать граничным условием равенство размера препятствия длине радиоволны. Ситуация, когда длина радиоволны больше размера препятствия — это одна сторона границы. Ситуация, когда длина радиоволны меньше размера препятствия — это противоположная сторона границы. Для диапазона 27 МГц граничным является размер препятствия 11 метров. Если препятствие меньше, то волна, в основном, пройдет дальше. Если больше 11 метров, то волна, в основном, не пройдет дальше, а отразится.

Для диапазона 433-446 МГц граничный размер препятствия 0,7 метра.

Что это значит для практической эксплуатации рации?

Практически любой автомобиль на дороге – препятствие для радиоволны диапазонов LPD и PMR. Для радиоволны диапазона CB – не препятствие. Это плюс диапазону CB. Но внутри автомобиля, достоинство превращается в недостаток. В замкнутом экранированном пространстве единственный путь для электромагнитной волны это окна. Принцип границы, указанный выше, работает и здесь. Для проникновения электромагнитной волны через окна ее длина должна быть соизмерима или меньше размеров окон. В диапазоне CB это нереально, в диапазонах LPD и PMR элементарно. Изнутри автомобиля в диапазоне CB рации работать будут плохо.

Можно лучше понять что происходит, если вспомнить попытки заставить работать телевизор с комнатной антенной. Лучше принимаются сигналы дециметровых каналов, чем метровых. Даже если принимается отраженный от соседнего дома сигнал. Потому, что частота выше, а длина волны меньше.

Антенна рации

Следующий важный момент. Антенна рации. Есть целая теория, посвященная исследованию антенн, которая дает четкие и недвусмысленные указания как правильно строить антенны. Не вдаваясь в подробности, в нашем случае лучшим решением является антенна рации в виде металлического штыря размером четверть длины волны. В диапазоне CB это, примерно, 2,7 метра. В диапазонах LPD и PMR, примерно, 16 сантиметров. Разница существенна. И не надо ссылаться на имеющиеся в продаже антенны для CB рации гораздо меньшего размера. Да, они как-то работают – но работают плохо. Теорию и природу не обманешь.

Что касается мощности рации

Большая мощность лучше маленькой, но при условии, что преимущество во многие разы. Иначе ощутимого (2…3 и больше) увеличения дальности не получится. Почему? Опять же из выводов теории распространения радиоволн, подкрепленных практикой. Если упрощенно, дело в следующем. Важна не излучаемая передатчиком рации мощность, а, т.н. плотность потока мощности рядом с приемной антенной. Эта плотность увеличивается незначительно, даже если мощность передатчика увеличивается в разы. Потому, что мощность передатчика излучается во все стороны, «размазывается» по пространству, теряется впустую, а в нужном направлении приходит очень маленькая часть.

Гораздо более важным параметром для обеспечения дальности и качества связи рации является т.н. отношение сигнал-шум на входе приемника. Из названия ясно, что это отношение мощности полезного сигнала к мощности помех. И вот тут у диапазона CB серьезный проигрыш по сравнению с LPD и PMR. Почему? Потому, что мы живем в индустриальном мире. Где множество различных устройств и механизмов создают помехи, начиная от бытового выключателя, кончая электростанциями, заводами и т.п. Природа помех такова, что они характеризуются максимальной мощностью на низких частотах. С ростом частоты мощность индустриальных помех резко уменьшается. В диапазоне CB мощность помех несоизмеримо выше, чем в LPD и PMR. Поэтому дальности и качества связи рации в диапазоне CB обеспечить не смогут.

В настоящее время рации CB популярны у автомобилистов дальнобойщиков. Сложилась целая система связи для общения всех водителей. Наверное потому, что исторически эти рации стали доступны намного раньше. Жизнь заставила использовать то, что есть. Как правило, рации СВ это стационарный аппарат, который монтируется в автомобиль. Антенна на крыше. Вне автомобиля работать нельзя, в карман не положишь. Популярен 15 канал с АМ (амплитудная модуляция). Любой радиолюбитель легко докажет какое это убожество – амплитудная модуляция.

Вывод: с технической точки зрения несомненное преимущество имеют рации диапазонов LPD и PMR перед диапазоном CB

Второй аспект – удобство эксплуатации.

Особых споров здесь возникнуть не должно. Очевидно же – портативное, мобильное устройство связи гораздо удобнее громоздкого, стационарного. Это как сотовый телефон в сравнении со стационарным.

Хотя есть возражение. Известны примеры, когда стационарные (не портативные!) автомобильные CB рации за городом (не в городе!) связывались на расстоянии нескольких десятков километров. Ну и что? Есть пример, когда портативные PMR рации связь осуществляли через Ла-Манш. Тоже неплохо. Радиосвязь есть радиосвязь. Раз на раз не приходится. Нужно ориентироваться на средние показатели.

Без сомнений, дальность в LPD и PMR резко увеличится, если использовать выносную антенну на крыше автомобиля. Вопрос в другом. А нужна ли большая дальность? Зачем?

Зачем большая дальность? Если нужно попросить нерадивого водителя потесниться и дать себя безопасно обогнать? Зачем большая дальность, если заметил у впереди едущего автомобиля забытый мигающий поворот, приоткрытую дверь, багажник, колесо на одной гайке? Портативная рации очень пригодятся. Важно обезопасить себя и других, прежде всего, рядом, немедленно. А дальние могут подождать и лучше, если вообще мешать не будут.

А что плохого в том, если в дальней дороге услышишь вежливое приглашение посетить ближайшее придорожное кафе? И с ходу сделаешь заказ? Не отвлекаясь от дороги, прослушаешь что еще интересного и полезного есть рядом.

По сути, можно выстроить на основе единого канала целую систему связи для всех автомобилистов, которая позволит сделать нашу жизнь безопаснее и комфортнее. И тогда покажется странным – почему в продаваемых автомобилях отсутствует рация с общим дорожным каналом связи? Почему автомобильные сервисы не оборудованы переговорными устройствами дорожного канала связи?

Третий аспект – перспективы развития системы связи общего дорожного канала

Как это дело будет развиваться дальше — никто не знает. Но предусмотреть некоторые, очевидные уже сейчас нюансы, необходимо. Какие конкретно?

Диапазон CB бесперспективен. Из-за низкой помехозащищенности и невозможности изготовления портативной рации (антенна – природу не обманешь).

Переход на цифровые стандарты. Уже сегодня есть информация о работе над созданием рации в PMR диапазоне с применением цифровых методов обработки сигнала. Причем, отмечается преемственность и совместимость при переходе от аналоговых методов к цифровым. Не надо доказывать, что цифровая обработка резко улучшит качество. Живой пример цифровая рация Icom IC-F4029SDR. или цифровая рация Hytera X1

Итак, что у нас в «сухом остатке»?

Остались у нас для выбора два диапазона – LPD и PMR. На каком остановимся?

С технической точки зрения они почти равноправны. Если не считать, что разрешенная мощность PMR в 50 раз больше LPD (0,5 Вт против 0,01 Вт). Зато в LPD каналов много больше (69 против 8).

По-поводу каналов – не важно. Нам нужен один, единственный.

По-поводу мощности – преимущество существенно, но не критично. Есть результаты практических испытаний, доказавших в условиях города, примерно одинаковую дальность действия рации.

Решающие аргументы в пользу выбора следующие:

  • Диапазон LPD разрешен для свободной эксплуатации в России. Во многих странах Европы – запрещен. В отличие от диапазона PMR. По сути Россия в 2005 году присоединилась в этом деле к европейскому сообществу. Глупо себя ограничивать только территорией собственной страны без веских причин.
  • Перспективы развития PMR – переход на современные цифровые стандарты.

Наш выбор — в системе связи для всех автомобилистов — участников дорожного движения

Должны использоваться рации диапазона

 PMR 446   —   1 канал   —   частота   446.00625 МГц

 Почему 1 канал?    Как хотим, так и делаем! Мы первые

Есть возражения? Обсудим. Напишите >>>